Суббота, 19.08.2017, 08:27

Блог Наташи Биттен "Личное - это политическое"

Меню сайта
Категории раздела
Поиск по словам
Block content
Web map

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Евгений Петросян: Свободный полёт жанр-птицы

С галёрки мне было видно, что дощатая сцена Большого зала Кемеровской филармонии ещё не просохла. Возможно, её улили слезами восторженные поклонницы таланта Евгения Петросяна, возможно, надраили рабочие сцены, но очевидно оказалось одно: Петросян — активный борец за чистоту нравов. Вот намёк на нетрезвый взгляд Президента (не запрещено, значит, разрешено), вот смачная карикатура на богобоязненного дилера (тоже своего рода мода), вот пародия на нашу видеорекламу (хотя, чего её пародировать: пересказал — уже смешно), а вот довольно точная копия перманентно изумлённого мещанина. И залу смешно. В зале разместилась «Страна Лимония. Деревня Петросяния»...
Да, на «живой» сцене он даже обаятельнее, чем на той, телевизионной. И, знаете, становится страшновато говорить с человеком, который, кажется, способен включить обаяние, как тот же телевизор.
Поэтому, когда я оказалась с патриархом советской эстрады лицом к лицу в гримёрной, рука моя невольно пыталась нащупать пульт дистанционного управления. Естественно, ведь иначе мы и не мыслим общения с человеком по ту сторону экрана. Первые десять секунд мне вообще казалось, что он меня не услышит...
— Евгений Ваганович, есть на эстраде вечные темы?
— Юмор на эстраде — это живое отражение сегодняшней жизни. А в жизни вечные темы есть: любовь, взаимоотношения мужчин и женщин, жадность человеческая. И для юмора они сохраняются, пока есть явления. Но есть и темы быстро уходящие.
— В своём репертуаре вы следите за балансом тем вечных и актуальных?
— Я соблюдаю тот баланс, который наблюдается в сегодняшней жизни. Мой репертуар зависит от того, какие волнующие темы у нашего общества на виду, и ещё от того, что ему нужно эмоционально. Вот, например, доза политики у меня теперь уменьшилась. Почему? Потому что политикой телевидение уже наскучило. Народу сейчас больше юмористических вещей нужно. Для чего? Для того, чтобы просто заставить человека улыбнуться. Смех — как разрядка, смех — как надежда, чего сейчас не хватает в жизни.
— У вас есть шутки, что называется, ниже пояса…
— Раблезианский смех не чурался ничего, что ниже пояса. Потому что этот смех не бесстыдство, а любовь к жизни и в этом смысле тоже. Смех как обновление. Вся эпоха Возрождения такая была. А потом что-то изменилось в нашем обществе…
— Появилась ли та грязь, которая у нас часто проскальзывает в кино, и на эстраде тоже?
— Вы затеяли со мной профессиональный разговор. Перед вами сидит абсолютный профессионал — создатель теории комического. Я вам готов преподать урок, но для этого нужна неделя, как минимум. Вам надо прочитать книгу «Хочу в артисты». Там изложена моя теория комического. По моим логическим формулам профессор МГУ Александр Зенкин заставил компьютер пошутить. Пока на простейшем уровне — на уровне игры букв. Но сейчас профессору Зенкину не так просто жить, и он пока забросил это дело. Однако я думаю, что мы вернёмся к нему. А пока давайте обратимся к темам, которые больше волнуют зрителей.
Грязь я не признаю и в юморе тоже. Но прежде всего хочу заметить, что сексуальной темы не надо бояться. В разумной дозе она обязательно должна присутствовать в программе, потому что это часть нашего бытия. Но подаваться она должна с правильным отношением. Если я показываю растерянность колхозника, которому привезли ту грязь, о которой вы говорите,то ничего тут страшного нет. По сравнению с телевидением или некоторыми другими программами я — ангел. Адресуйте этот вопрос телевидению. Почему, например, днём показывают эротические представления?
— У вас своя программа на телевидении — «Смехопанорама». На кого она ориентирована? Это своеобразный ликбез?
— На весь народ она ориентирована. Но это не ликбез. Это грубо по отношению к зрителю. Почему вы считаете, что я должен его учить? Я рассказываю о жанре, о котором никто, кстати, не рассказывал. Аналога у этой передачи на телевидении не было. Об опере рассказывают, о роке… Почему же я не могу рассказывать о жанре? Вы что там, что-то менторское нашли?
— Я там нашла информацию…
— Совершенно верно. Поймите, ликбез — это для взрослых людей придумано, которые безграмотные были. А сейчас у нас зрители не такие уж безграмотные.
— На телевидении существует конкуренция между юмористическими программами? Борются программы за артистов?
— Н-нет. Вы знаете, я никогда не боялся конкуренции. Я считаю, что артистов юмористических мало, юмористических программ мало, и чем их будет больше, тем лучше. Ведь тогда зритель будет больше улыбаться у телевизора, и меньше на экране будет порнографии и фильмов ужасов, которые давят на старшее поколение и неправильно воспитывают молодое. Скоро убийство ничего не будет значить для молодого человека. И это благодаря телевидению, которое это всё навязывает. Чем больше будет юмора, тем лучше. Каких угодно программ. Юмор — это философия, это определённый взгляд на жизнь. И я ничего дурного не вижу в том, чтобы появились ещё десять, сто телевизионных юмористических программ.
— Прежде была официальная цензура, постоянно что-то вычёркивали. Сейчас этого, кажется, нет…
— Сейчас проблема с отсутствием цензуры другая. Цензура должна сидеть у вас внутри. Это контролёр, который отрезает какие-то вещи, которые вы не должны говорить, и заставляет сказать вещи, которые вы должны говорить. Позиция этого контролёра — ваше мировоззрение, ваше воспитание, ваша культура, ваше умение общаться с людьми, ваше понимание искусства, ваше понимание психологии зрителя. Естественно, чем ниже эта культура и сумма перечисленных выше качеств, тем хуже контролёр.
— Я слышала, что в юности вы рисовали. А сейчас вы коллекционируете произведения искусства?
— Это нельзя назвать коллекцией, но картины кое-какие дома висят. У меня много любимых художников. И передвижники любимые есть, и авангардисты. Вообще я люблю русское искусство. Считается, предположим, что Айвазовский не самый хороший художник, не самый высокий. А я считаю, что он гений. На меня его картины действуют будоражаще. Так, как он, море никто не рисовал и не будет рисовать ещё тысячу лет! А какой художник Левитан! А Серов! Какой художник сравнится с ним по утончённости, по вкусу, по элегантности?
— А любимый комик?
— Чарли Чаплин. Чаплин как воспитатель, как определение эстетики. Как пример самоотверженного труда. Как гений, умеющий чувствовать, определять и, может быть, даже высчитывать (потому что в поиске расчёт тоже важен) нужную краску, которая нужна в нужном месте.
— Как вы оцениваете сегодняшнее состояние разговорного жанра на эстраде?
— Жанр не на краю, он уже в полёте. Но ещё несколько человек пытаются его сохранить. Один из них — я. Перспективы — никакой. Жанр погиб, как птица Феникс. Потом возродится на другом каком-то уровне. Структуры, которая воспитывала, которая передавала опыт другим поколениям, которая экспериментировала, уже нет. Раньше было много концертов, где молодые артисты могли выступать, набивать себе шишки, или, наоборот, фиксировать удачи, развиваться параллельно с молодыми авторами. Поэтому я думаю, что жанр наш — погибающий. Я просто всеми силами своими стараюсь оттянуть эту погибель. 31 марта будет «Смехопанорама», она называется «Будущие звёзды». Я думаю, что моя программа родит нескольких звёзд. Это одна из её задач.
— Насколько сейчас возможно стать артистом разговорного жанра? Этому можно научить?
— Нет, к сожалению. Я не считаю, что этому учат на эстрадном отделении… Хотя официально можно. Но там вас могут только обработать.
— Но всё-таки есть люди талантливые?
— Среди молодёжи их мало, потому что это та область, которая требует неординарного мышления. Заставить человека смеяться, тем более зрительный зал, наверное, не так просто. А если у молодого человека есть хорошо работающая голова, он, наверное, пойдёт в другие области — более благодарные.
Наталья КИМ.
Газета "Кузнецкий край"
г. Кемерово, 1996 г.
Категория: Мои статьи | Добавил: Antares (18.12.2009)
Просмотров: 3232 | Теги: Евгений Петросян
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]